13.12.2017

Снеговые нагрузки: нормы на бумаге и практика

Снеговые нагрузки в России по СНиП
Снеговые нагрузки в России по СНиП

Актуальность данной темы обусловлена климатическими условиями нашей страны, где в некоторых регионах снег может выпасть даже летом. Чтобы обеспечить безопасное использование объектов временной инфраструктуры, снеговым нагрузкам стоит уделить особое внимание.

Расчет снеговых нагрузок производится в соответствии со СНиП 2.01.07-85, в которые внесены изменения, утвержденные постановлением Госстроя России от 29 мая 2003 г. № 45.

В измененной редакции 5-го раздела данного документа рекомендуется определять полное расчетное значение снеговой нагрузки на горизонтальную проекцию покрытия по формуле:

 

S = Sg m

 

где Sg — расчетное значение веса снегового покрова на 1 м2 горизонтальной поверхности земли,

m — коэффициент перехода от веса снегового покрова земли к снеговой нагрузке на покрытие.

Первый из этих параметров определяют по таблице.

Снеговые районы Российской Федерации I II III IV V VI VII VIII
Sg, кПа (кгс/м2) 0,8
(80)
1,2 (120) 1,8 (180) 2,4 (240) 3,2 (320) 4,0 (400) 4,8 (480) 5,6 (560)

Районирование территории Российской Федерации по весу снегового покрова указано на данной карте из СНиПа:

Снеговые нагрузки в России по СНиП
Снеговые нагрузки в России по СНиП

Схемы снеговых нагрузок и соответствующие коэффициенты m определяются по таблице в обязательном приложении к 5-му разделу документа, в которой описано множество возможных вариантов конструкции кровли.

Разработчики СНиП провели серьезную работу и постарались учесть возможный максимум факторов, и все же не все вопросы оказались закрыты. Многие нюансы нужно принимать во внимание индивидуально, ориентируясь в условиях конкретного проекта.

Многие эксперты в сфере строительства сходятся во мнении, что представленная карта дает только очень приблизительное представление о разнице в снеговой нагрузке между различными областями Российской Федерации, в то время как на реальное положение вещей могут влиять относительно «точечные» факторы, понижающие или повышающие снеговую нагрузку на отдельных участках местности или в определенных участках кровли.

Также ряд специалистов полагают, что невозможен или как минимум крайне затруднен полностью научно обоснованный расчет сочетания снеговой нагрузки с другими воздействиями на сооружение – ветровыми, изменением коэффициента воздействия в результате прогиба кровли под давлением снега, изменения объема снежной массы в результате сдувания снега ветром и проч.

Кроме того, имеют значение не только величины нагрузок, но и продолжительность их действия, но в СНиП не дана методика определения продолжительности превышения снеговой нагрузкой некоторого заданного уровня x.

Соответственно, чтобы избежать негативных последствий при строительстве временных сооружений, необходимо проводить изыскания, беря во внимание требования СНиП. В случае любых сомнений лучше обеспечить избыточный запас прочности, чем стандартный.

Тем не менее, на территории России многие районы способны в действительности обеспечить такую снеговую нагрузку, что ни одно временное сооружение, если просто пусть всё на самотёк, её не выдержит.

Практика показывает, что на сегодняшний день наиболее эффективным способом реагирования на фактические снеговые нагрузки на быстровозводмые строения является своевременная очистка кровли. Это позволяет не доводить массу снегового покрова до опасных значений.  Таким образом, расчетный запас прочности будет соблюдаться для многих строений.

Ещё одно направление работы инженеров – создание кровли, на которой снег попросту не задерживается. Мы уже писали ранее об эффективных немецких решениях в виде так называемой «термокровли», которая, благодаря мембране и перепадах давления, оперативно «стряхивает» с себя снеговые массы.

Поделиться новостью в социальных сетях: